Философия Гороскопы Отношения Недвижимость Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
13.05.17

Как учить взрослых детей Любви с большой буквы?

Маша, Настя и любимая мама. Папа за кадром.

У Роберта Туйкина большой опыт детских «робинзонад» — такие детские выездные программы его компания проводит уже пару десятилетий, и ребята с удовольствием учатся самостоятельности и дисциплине, отрабатывая свои навыки даже на необитаемых островах. Но готовы ли те же дети к опасностям, подстерегающим их на обычных наших улицах? Роберт сам работал спасателем, и когда-то вел подобные курсы оказания первой помощи и поведения в сложных ситуациях – в основном, для взрослых, но и для школьников тоже. А нынешняя жизнь сама подсказала: такой курс давно уже востребован, и детей нужно обязательно учить базовым навыкам «повседневного выживания». Сейчас к Туйкину приходят учиться младшие школьники и даже дошколята, а после Нового года курсы заработают и для подростков.

«Когда-то моя старшая дочь, еще в 90-х годах (когда ей было 13 лет), прошла у меня такой курс безопасности и первой помощи. У нас тогда он назывался «Первая помощь и готовность к ЧС». Потом она спорила в школе на курсе ОБЖ: там не все советы были правильные. Скажем, дают совет при пожаре разбить стекло, открыть окна. Это очень опасный совет — при возникновении обратной тяги может появиться открытое пламя и человек сгорит» — говорит Роберт Туйкин.

В итоге, рассказывает Роберт, Маша за три года спасла человек десять. «Например, она ехала в школу, и в автобус, в котором она была, въехала машина. Водитель получил перелом основания черепа, люди высыпали из автобуса, мужчину вытащили и положили на спину на землю. И только она догадалась подойти и выдвинуть ему челюсть, — рассказывает Роберт. — Конечно, когда примчалась скорая, ее отодвинули со словами «Девочка, не мешайся», а ведь она помогла человеку не задохнуться. При таком положении через четыре минуты человек может умереть от нехватки воздуха, подавившись собственным языком.

В другом случае при ДТП мужчина ударился грудиной о руль и перестал дышать, и Маша с подружкой делали ему искусственное дыхание. В школе их этому не учили».

В школах, сетует Роберт Туйкин, почему-то автомат учат разбирать-собирать, но не тренируют на манекенах оказывать помощь: «Может, боятся травмировать? Но это же не дает пользы. От чего оберегают детей? В итоге же дети думают, что боль или смерть это игра. А надо их учить переживать, сопереживать, помогать.

Их же или запугивают. Или о серьезных вещах говорят несерьезно – взять всякие обучающие мультики. К тому же ОБЖ нет в младших классах. Обучать же надо не в режиме «Ужас-ужас», а в режиме «Что нужно делать». А вот сексуальное просвещение я бы убрал из курса, оставив это на откуп родителям».

Есть родители, которые сами учат детей безопасности. Роберт тоже договаривается со своими детьми: «Могут ли мои дети гулять одни? Могут. Но у нас есть отработанная система безопасности. У них с собой всегда заряженный телефон. Не для того, чтобы играть. А чтобы если что – послать зов, позвонить мне. Если вышло контрольное время, на которое мы договорились, они обязаны позвонить, сообщить, где они находятся, что с ними. Такое правило действовало для старших дочерей – им уже 28 и 22 года, сейчас работает для 13-летней дочери, потом будет действовать для сына, которому пока 2 года».
Ведущий тренинга признается, что и у него, как у папы, есть страх: мир проверяет его детей на прочность, они оказываются в сложных ситуациях, но готовы ли они к этому? «У меня есть ощущение, что все, что мы защищаем, мы ослабляем: то есть все, что мы решаем за ребенка, — предупреждаем его, отслеживаем безопасность — мешает ему научиться всему самому», — считает Роберт Туйкин.

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?


По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Буквари


Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.


Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА", "Веди" "Аз" есть "ВА"… Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.


«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.


Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Подобно тому, как не найти ни одного здорового ребенка, которого бы нельзя было научить читать и писать, вы не найдете и такого здорового ребенка, который бы не мог при правильном обучении освоить грамотное музицирование (чтение и запись нот, воспроизведение их голосом и на музыкальном инструменте).

Мне могут возразить, что не все дети, обучавшиеся в музыкальных школах, сносно этим овладели. Да, это так, и причин здесь две. Во-первых, слишком позднее начало обучения (а 7−8 лет — это уже поздно!), во-вторых, неверные методы обучения. Ведь грамоте удается обучить всех детей, даже самых нерадивых, а музыкальной грамоте (беглому чтению нот) — не всех. Представляете, что это должна быть за «чудо-методика», чтоб ребенок учился читать и не научился?!

А каковы критерии правильной и неправильной молитвы? Потому что, ну, говоришь, сосредоточился, серьёзное лицо сделал, а как понять правильно или неправильно?

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого, чтобы малыш попросил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать. Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием, но не следует все время занимать малыша: диктовка взрослого не должна подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкает к тому, чтобы его всегда занимали играми с ним, и не захочет играть один.

— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Это - для начала. Потом будем нагружать другими заданиями. Играем?

Все эти навыки мы отрабатывали в семье, сначала с первым ребенком. Обязательно рассказывали детям, что если к тебе в школе кто-то подходит, называет имя мамы-папы-бабушки, говорит, что кому-то из близких плохо, и нужно срочно к ним бежать, — нужно всегда говорить «нет», и никуда с посторонними не идти. И даже не ходить с посторонними по школе, исполняя просьбу: «покажи, где кабинет директора».

Какова реакция дочери? Есть ли результат? Да, безусловно. Мы думали даже некоторые ситуации отработать на практике, хотели, чтобы кто-то подошел и спровоцировал стрессовую ситуацию. Пока так не сделали, а вот со старшим мы проверили эти навыки чисто случайно. Одна моя клиентка — сыну было тогда лет 11 — увидела его по пути из школы, и предложила подвезти. Но он не знал ее и отказался; шел домой пешком под дождем, но не сел в чужую машину. Или как-то сын ехал со своим другом домой, и они сели не в тот автобус и уехали совсем в другое место. Мы их держали на телефоне и вывели на правильный маршрут, и они благополучно вернулись. С дочерью в такой же ситуации, наверное, была бы истерика. Все дети разные.

Доска с фотографиями клуба «Вершитель»

Я думаю, такие курсы полезны при любом психотипе ребенка. Дочь моя осторожная и тревожная, у нее самой постоянно возникают разные вопросы, наподобие: «что делать, если кто-то будет ломиться в квартиру», сын был более самостоятельный. Ева очень обрадовалась, что мы идем на эти курсы, для нее это был подарок. Ну а для бесшабашного ребенка, думаю, еще более важно научиться вести себя в разных необычных ситуациях».

Андрей, папа Ульяны 6 лет:
«Информация от родного человека не всегда воспринимается объективно, часто в одно ухо влетело — в другое вылетело. А здесь им интересно. Любая дополнительная кроха знаний по поведению может быть решающей в какой-то ситуации. У меня три дочери, Ульяна старшая. В саду такой информации им не дают, например. Но многие основы можно уже давать с трех лет. А учить, как себя вести на улице с точки зрения безопасности, полезно, наверное, для детей постарше».

Фото: Евгений Лепин

(голосов:0)
Похожие статьи:

С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат.

Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.


Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей,  и неясность здесь происходит именно из – за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы – обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов.  Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения.


Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей,  и неясность здесь происходит именно из – за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы – обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов.  Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения.


Комментарии к статье Надо ли учить этому детей:
loading...
Загрузка...


2015 - 2016